Мальчикам и девочкам, готовящимся к ЕГЭ обычно уже по 16,17 годиков. Это уже не маленькие карапузики-несмышлёныши, а сформировавшиеся личности. К сожалению, родители (особенно мамы) не замечают, что их дети уже выросли, и продолжают ходить за ними, вытирать сопельки и контролировать каждый шаг, каждую минуту жизни.
Да, контроль в этом возрасте нужен, здесь спору нет. Но, уважаемые родители, умерьте свой пыл, притормозите. Это конечно не ко всем родителям относится, но бывают случаи просто поразительные. Приведу три очень ярких примера.
Случай первый. Так как уроки провожу на электронной доске, без использования видеосвязи, то не вижу что происходит вокруг ребенка. Начал заниматься с парнем. Первый урок он какой то напряженный, второй урок – напряженный. Не пойму в чём дело. Вроде не глупый, но перед ответом на каждый, даже самый легкий вопрос пауза. И если ошибается, то на несколько секунд отключает звук. Странно, я за ошибки никогда не ругаю... На третьем занятии он не успел отключить звук и я услышал на заднем плане отборный мат. Оказывается, на каждом уроке за ним сидел отец и смотрел что он делает. Если отцу казалось, что ребенок делает что то не так, он на него начинал орать. Занятия прекратил, так как объяснять что либо такому папаше бесполезно. Ребёнка жаль.
Второй случай. Девочка занимается хорошо. 100% делает все домашние задания без ошибок. Показалось странным, что домашки она выполняет даже по темам, которые не понимает. Я не ругаю за несделанные домашние задания, если ученик не до конца понял тему – объясню еще раз. А тут на любую тему – 100% выполнения. Оказывается у мамы девочки синдром отличницы. Она садилась вместе с дочерью и они вместе делали всю домашку. Ну как «вместе» – маме было неважно понимает дочь тему или нет – главное сделать – если дочь не может, то делала вместо неё. Закончилось хорошо – поговорил с мамой, убедил что такие д.з. никому не нужны и я прекрасно вижу кто делает домашку – она или дочь. Мама поняла, молодец.
Третий случай – ребенок постоянно сонный. Занимались информатикой и математикой. Хоть занятия начинались и не поздно – в 16.00. Попытался выяснить в чём дело. Оказалось, что мама работает допоздна и после ужина, с 10 вечера до часа-двух ночи «дополнительно» занимается, вместе решают задачи от репетиторов и все школьные задания по всем предметам. Спросил, а что сам домашку не сделаешь до ужина? Ответил, что до 9 вечера у него ежедневно ещё несколько репетиторов – по английскому, китайскому, русскому, литературе, фортепьяно, обществознанию (мама хотела сына в бизнес информатику, поэтому отдельно готовились ещё и к общаге). Жуть. С мамой говорить не стал, ввиду бессмысленности, продолжил занятия, но результат был так себе, хотя ребенок и способный. Сонный мозг очень вяло воспринимал информацию. В итоге 82 по математике, 86 по информатике, 68 по русскому, 64 по общаге. Поступил в Бауманку на платную бизнес информатику. В институте, получив наконец свободу, не смог ей распорядится, был отчислен через полгода, сходил в армию, потом открыл свой бизнес и достаточно успешный.
Родителю, дайте ребенку хотя бы пару часов в сутки свободного времени. Никакое ЕГЭ не стоит того, чтобы красть у ребёнка личное время, он потом всё равно его себе вернет. А где это время найти? Уберите всё лишнее. Все лишние предметы, не нужные на ЕГЭ, общеразвивающие секции и т.д., философски относитесь к школьным заданиям, особенно не профильным и 2-3 часа в день обязательно освободятся. Подарите их ребенку. Пусть хоть в это время на диване лежит, ютуб смотрит или в игры играет, это тоже иногда полезно бывает. Не стойте у ребенка над душой ежесекундно. Пусть спокойно готовится к ЕГЭ и немножко живет своей жизнью.
Я со своей стороны родителей учеников стараюсь нагружать по минимуму – после каждого занятия пишу пару строчек в общем чате и всё. Маме или папе достаточно выделить несколько минут в день, чтобы прочитать моё сообщение и при необходимости несколько минут поговорить с ребенком. Этого более чем достаточно.