А отменят ли ЕГЭ?

Каждое лето, начиная с 2018 года, когда солнышко начинает припекать утружденные заботой о народе головы наших депутатов, в этих головах рождаются идеи - а не отменить ли нам ЕГЭ? Там много, в этих головах, идей, но нас сейчас интересует именно вопрос ЕГЭ. Тема для депутатов благодатная – народу идея отмены нравится, а вникать в суть – не барское дело.

И каждое лето, не первый год, я отвечаю на вопросы родителей об отмене ЕГЭ.

Допустим, депутаты собрались и отменили ЕГЭ. И вот 700000 школьников узнают, что ЕГЭ теперь нет.

Что делать? – думают они. Начинают задавать вопрос школе. Школа сама не знает. Начинают звонить в институты, в которые хотят поступить. Дозвониться сложно, потому что звонят все и институт сам не знает что теперь делать. Школьники и их родители в растерянности. Тем кто дозвонился, говорят, приезжайте летом и сдавайте очные вступительные экзамены (наверное). Все в шоке. Ребята из регионов мгновенно понимают, что шансов поступить в московский или питерский вуз у них нет – у родителей отсутствует финансовая возможности отправить их в Москву или Питер для сдачи вступительных экзаменов.

В институтах вообще полная неразбериха. Сверху спустили указание самим проводить вступительные экзамены. Нет ни самих экзаменов (это полбеды), но нет и системы подготовки к этим экзаменам. Если кто помнит, то в Советском Союзе при большинстве вузов были подготовительные курсы, где готовили к вступительным экзаменам именно в этот вуз. Были примеры экзаменационных заданий прошлых годов, по которым готовились к поступлению. Сейчас ничего этого нет. Кто придет на экзамены и какова будет их подготовка? Лишь нечестные на руку профессора радостно потирают ладошки – снова открывает шикарная кормушка. С точки зрения вузов – минимальный срок для отмены ЕГЭ – три года. Один год на создание инфраструктуры для подготовки к экзаменам и поиску талантливых абитуриентов, два года – непосредственно на подготовку к экзаменам и потом их проведению.

Ну и кроме депутатов, с их «инициативами» есть другие государственные органы, которые просчитывают последствия. Самое главное – стране остро не хватает инженерных кадров. Увеличено количество бюджетных мест, выделены огромные средства на переоснащение институтов. В Бауманке строят целый квартал новых корпусов. Кто заполнит бюджетные инженерные места в столичных вузах, если отменить ЕГЭ? Сами москвичи и питерцы особо в инженеры не рвутся (не считая IT). При системе ЕГЭ эти места на 75% процентов заполняются талантливыми ребятами из регионов. Если ЕГЭ отменить, то студентов больше не будет. Кто-то действительно думает, что государство на это пойдёт? Само лишит себя инженерных кадров, при их остром дефиците?

Многие скажут – тогда мозги перестанут утекать из регионов и повысится качество регионального образования. Мировая практика показывает, что это не так. Невозможно иметь десятки сильных технических вузов. Все знают американский MIT – основной технический университет в США. Он такого уровня один. В каждом штате США MIT не представлен. И это правильно. У нас аналог MIT - это МИФИ, МФТИ, Бауманка и сложно представить, что в России появятся более 80 региональных университетов уровня MIT, МИФИ, МФТИ, МГУ или Бауманки.

Государство не пойдёт на отмену ЕГЭ – потому что это выстрел себе в ногу – лишение себя инженерных кадров и сильное недовольство людей в регионах, детей которых лишили возможности учиться.

Ещё один довод противников ЕГЭ – что экзамен оторван от школы и школа к ЕГЭ не готовит. Но и в доегэшное время было так же. Когда я поступал в МИФИ, мне бы школьных знаний по математики и физике однозначно не хватило. Я год занимался на подготовительных курсах, чтобы поступить в физматшколу МИФИ, потом два года учился в этой физматшколе. Если бы я пошел поступать в МИФИ просто после обычной школы, я бы экзамен не сдал.

Не может и не должна обычная школа готовить абитуриентов для сильных технических вузов. Это физически невозможно. Слишком много в школьном классе учеников, слишком разные у них интересы, слишком мало профильных сильных педагогов. Если в школьном классе из 30 человек, кто-то хочет быть врачом, кто-то химиком, кто-то инженером, кто-то программистом, кто-то военным, кто-то журналистом, кто-то менеджером, а кто-то вообще ничего не хочет. Как их всех вместе сильно учить по нужным им направлениям? Никак. Это невозможно. Всегда останется индивидуальная подготовка – самостоятельная, курсы, репетиторы. Репетиторы, кстати, были и в Советском Союзе.

Вот с чем бы я согласился – это отделить школу от ЕГЭ. Пусть ЕГЭ сдают без привязки к школе, в отдельной уполномоченной организации. Кому надо, тот и сдаёт. Кому не надо – ограничится аттестатом. Убрать из школы отчётность за баллы учеников на ЕГЭ, а то поучается парадокс – школа не должна готовить ЕГЭ, но по среднему баллу выпускников обязана отчитываться, на этом основании она получает рейтинг, а от рейтинга зависит финансирование. Таким образом убираем недовольство школы.

Было бы неплохо сделать бесплатные государственные онлайн курсы по  подготовке к ЕГЭ, можно на базе Госуслуг – тогда убираем недовольство родителей, что подготовка к ЕГЭ это очень дорого. Хотя для тех кто способен заниматься самостоятельно и сейчас есть хороший бесплатный сайт «решуегэ» и образовательные сервисы яндекса. Конечно, курсы никогда не заменят индивидуальную работу репетиторов, но это лучше чем ничего.

Возможно дать возможность каждому ученику сдавать все предметы два раза и учитывать лучший результат, чтобы убрать стресс. Таким образом убираем недовольство родителей по поводу стресса детей.

Так что мой ответ на вопрос об отмене ЕГЭ – нет, полностью не отменят, но возможно немного видоизменят форму проведения. Просто альтернативы ЕГЭ сейчас нет.